Случилось это все в январе 2002г. в г.Хабаровске. И это было на самом деле.
На улице стояли морозы под минус 30 и дул пронзительный ветер. Но в районе Энергомаша шла большая стройка. По велению губернатора Хабаровска края соединяли ул.Ленина, Восточное шоссе и Проспект 60-летия Октября новой дорожной развязкой. Нашему УМР №"Х" славного треста «СпецСтройМеханизация» было оказано доверие - в качестве субпродрядчика проложить в овраге магистральный коллектор ливневой канализации длиной примерно с полкилометра. Но есть нюанс… под названием ответственность.
Пока мы не засыплем траншею, дорожники не смогут продолжить работы по отсыпке подходов к мостовым конструкциям, а мостовики залить одну опору. Т.е. наша ливневка – узкое место в сетевом графике строительства. Сроки горят, губернатор рвет и мечет. Скоро будут насиловать невиновных, чтобы потом наградить непричастных…
Трест то наш хоть и был при СССР главным подрядчиком города по устройству наружных инженерных сетей и фундаментов, но за 90-ые лихие годы пришел, как почти вся строительная отрасль города, в полный упадок. Техника на ладан дышит, в работниках практически одни пенсионеры, оборотных средств на счетах нет. Из-за любой мелочи работа может встать колом. Что меня, молодого мастера СМР со стажем в должности в 2 года, сильно удивляло. Такая мощь, а из-за жалкой пачки электродов простаивает без дела целыми днями – утрировано, но в целом так и было. Однако, не смотря на морозы и на разруху в головах и клозетах, бетонные трубы диаметром 500 мм уже уложены на песчаную подушку. Там где проектом предусмотрены смотровые и поворотные колодцы (штук 5-6, уже точно не помню) диаметром 2 м уложены бетонные круглые плиты-днища, на них установлены сборные бетонные кольца (тоже Д = 2 м) на всю высоту, и что важно - в местах прохода труб через колодец нижние кольца разрублены отбойными молотками практически напополам.
Так всегда делали!
Это потом мы изнутри примыкание стенок колодца и трубы обмажем цементо-песчанным раствором и на дне из раствора выполним лоток (желоб по которому вода в колодце из верхней трубы течет в нижнею). А сейчас главное предъявить выполненные работы технадзору «Водоканала», подписать акты освидетельствования скрытых работ и произвести обратную засыпку траншеи. Тогда чудо свершится и фронт работ для дорожников будет предоставлен. И так уже на планерках нашего директора дерут во все щели за срыв сроков.
Привозят на осмотр скрытых работ технадзора на директорском УАЗике. А тогда (да и наверно до сих пор) технадзором по канализации в Водоканале работала очень злая на подрядчиков дама, резкая на язык и принципиальная. Она за всю уличную канализацию там стоит, кто знает- тот в курсе! Она подрядчикам всё, а подрядчики ей… ну тот который без соли обычно употребляют. Если что не так – работа не принимается, переделывайте!
Вышла она из полутеплого УАЗика в своей шубе из чернобурки. Тут же собрался весь свет этой локальной стройки века, от мостовиков, от дорожников, от заказчика, и это не считая нашего руководства и ПТО. Я как самый низший по должности ИТР (но не по разуму), выглядываю из-за широких спин руководства, как из-под ступеней карьерной лестницы. Надо же опыт сдачи перенимать.
Недалеко от сборища строительной элиты бульдозер и экскаватор на холостых тарахтят. Чуть дальше на временной дороге самосвалы с песком в очередь выстроились. Работяги с лопатами у бытовок перекуривают и на комиссию посматривают вопросительно. Полная готовность к обратной засыпке. Ярко светит низкое зимнее солнце, пронзительный ветер бьет мириадами песчинок в лицо. Идиллия!
И вот она стоит на краю траншеи, смотрит на очередное творение нашего УМРа и говорит:
- Вы в чертежи смотрели?
- А как же! Делаем все по чертежу, чтобы не было … ну Вы знаете чего – залихватско-гусарски отвечает наш директор с посеребренными морозом усами.
- А он, этот ваш пиздеж, сейчас будет! Схему колодцев мне – властно приказывает технадзорша
Все глубокомысленно смотрят в чертеж и видят там, что нижняя часть колодцев должна быть из монолитного бетона М200 с повышенной водонепроницаемостью, а не из колец, перерубленных варварским отбойником на два полукружия.
- А как мы этот бетон сделаем? Минус 30 же, он же замерзнет и рассыпется потом при оттайке? – пытается апеллировать к суровому дальневосточному климату директор
– Мы же всегда так делали и Вы всегда принимали – а вот это зря директор сказал
- Ты мне наглая усатая морда не ври! Никогда я такую херню не принимала. Только до диаметра труб в 200 мм разрешала в кольцах отверстия рубить. А тут 500мм трубы – технадзор всегда прав, но только про трубы, директор наш хоть и усат был, но совсем не наглый.
- Колодцы разобрать. Залить монолитное основание. чем греть вы будет меня не волнует. Перед заливкой бетоном предъявить. И не дай бог там системы обогрева не будет. Разрешение на монолит не дам!
Села в УАЗик и уехала.
Мостовики обозвали нас долбоебами, не умеющими 1 м3 бетона залить и ушли свои гигантские опоры дальше к бетонированию подготавливать. Дорожники сделали вид что нам сочувствуют, но что-то там бухтели про свои самосвалы зря с песком пригнанные. Заказчик убежал докладывать начальству об очередной сдвижке графика.
рандомное фото из сети.
Примерно такая схема колодца была, только диаметр 2 м.
под №7 - монолитная часть колодца
А у нас начался мозговой штурм. И тут же закончился из-за неприступности стен объективной реальности. Если доски для опалубки еще найдем по бартеру (налички и на счетах то по нулям), то для электообогрева бетона у нас оснастки было отрицательно много - обогревающего провода и трансформаторов было даже чуть больше чем просто нихуя. Печки-буржуйки в колодцы не поставишь, мало место, да и как бетон принимать? И самих буржуек нет в наличии, их надо варить из металла недели две. А компактные тепловые пушки или еще не придумали или к нам в город их еще не привозили – так как такой вариант даже не рассматривался.
Вариантов выхода из ситуации не было. Руководство впало в производственную депрессию. За ним в осадок выпали и все остальные. «Нам всем пизда» - читалось в глазах у каждого.
И тут мне, как свободному от шор технологий дилетанту, пришла нестандартная идея – если печь на лезет в колодец, то колодец сам будет печью.
- Стальная труба 500 мм у нас есть? – спрашиваю снабженца
- Есть на складе б/у от демонтированной летом теплотрассы
- А утеплитель
- Есть, на теплосеть перезаказали летом
- Уголь?
- Для пожогов на кладбище привезли много – мы еще и новое городское кладбище за городом в тот момент делали.
И тут я выдал своё рациональное предложение, от которого у всех глаза на лоб полезли. Моя инновационная технология обогрева была следующая:
1. Снимаем все кольца, кроме нижних – они будут служить опалубкой
2. Разрезаем стальные трубы вдоль и полученные лотки вкладываем в разрывы между бетонными трубами в колодцах, для устойчивости приварим снизу ножки из арматуры
3. Насыпаем в стальные лотки слой песка, сверху уголь. В каждый колодец. Это будет дном печки
4. Бетонные кольца обкладываем утеплителем с толщиной 150 мм, наверх готовим доски и тот же утеплитель. Это стены печки
5. Выпускное (нижнее) отверстие коллектора закрываем на ¾ фанерой – это будет поддувало печки. Дымоходом будет труба коллектора (коллектор то лежит под хорошим уклоном), выброс дыма через приемное (верхнее) отверстие. Это труба печки
6. Начиная с самого верхнего колодца поджигаем уголь, проверяем тягу и накрываем колодец досками и утеплителем. Так во всех колодцах разводим мини-печки. Уголь имеет свойства отдавать тепло вниз, поэтому его использовали раньше для прогрева грунта промерзшего на 2,5 метра при прокладке сетей зимой. Песок в стальных лотках нужен для снижения нагрева стальных лотков, чтобы не перегреть бетон в местах соприкосновения.
7. Греем ночь, ставим дежурных.
8. Утром сдаем технадзору, и сразу принимаем бетон (с противоморозными добавками) - краном в ванночках подаем в каждый колодец. Там его заливаем на дно, по краям до верха грани кольца и снижая по высоте к центру, т.е. к стальному лотку и тем самым придаем нужную форму согласно проекту. Стальные лотки из половинок труб остаются навсегда, они из толстостенной трубы и прослужат долго. И даже когда сгниют от воды, это для ливневки не страшно, будет небольшая лужица между трубами.
9. Опять разжигаем уголь, накрываем утеплителем и оставляем еще на ночь
10. Монтируем на выполненный монолит (а по факту на опалубку из ж/б колец) сверху остальные кольца колодцев. Опять предъявляем технадзору Водоканала.
11. Производим обратную засыпку траншеи
12. Итого сдвижка сроков на 3-4 дня и отмена апокалипсиса городского масштаба
Немая сцена и скрип мозгов.
Сам нарисовал. Прошу строго не судить - я не проектировщик)
Начальник участка, предпенсионный мужик с большим опытом, к тому же рыбак и охотник, нарушил молчание первым: «Думаю сработает» Позвали независимого консультанта – газорезчика Костю. Он тоже предпенсионер, но огромной силы бородатый мужик, со службой в разведке и походом на левый берег Амура при Даманском конфликте. «Он из трубы может штаны тебе сделать любого фасона, хочешь клёш, хочешь как у стиляги» - так его профессиональные качества охарактеризовал начальник участка при первой моей встречи с Костей.
Выслушал Константин мою идею в пересказе начальника участка. Изрек – «ну а хули нам остается делать? Что мы печку что ли ни разу не делали?»
И закипела работа.
Русскому же человеку только и подавай совершение героических подвигов после чужих проёбов. Превозмогать трудности самим созданные – это же интересно и захватывающе. Это не скукота рутиной однообразной работы, которая налипла паутиной и сковывает размах плеча богатырского. Это вызов, это борьба с жесткой реальностью.
Все подготовили.
Зажгли уголь в первом колодце. Пошла тяга, дым из трубы повалил черный. Прибежали мостовики – работяги: « что у вас тут за пожар?» - спрашивают. Увидели новый тех процесс, услышали описание инновации – чуть со смеху не попадали. За что от наших трубоукладчиков немого претерпели хулу и поругание.
Привезли на утро водоканальщицу. Та скептически смотрит на всех – типа ну и что на этот раз в цирковом преставление будет? Какой клоунадой удивлять будете? Подводят к колодцу. Она над ним склонилась в ожидание «таааа-дам, а вот и я!»
– Открываете – барыня в шубе приказывает
Открыли.
От жара у ней на чернобурке аж мех кольцами закучерявился.
- Закрывайте - кричит – Кто это придумал?
- Вот он это все придумал - выталкивают меня из-за спины ПТОшницы на растерзание,с выражением лиц «а мы ему говорили…»
- Молодец! Далеко пойдешь. Ишь как из положения выкрутился. Принимайте бетон, ставьте кольца, и сразу засыпайте траншею. Второй раз привозить меня не надо – даже остальные колодцы не стала смотреть.
Приняли бетон, и все нормально с ним было. И развязку в срок построили, наверно.
Часто проезжая по ней, вспоминал я как не испугался предложить прожженным строителям новую идею. И с той женщиной - технадзором много раз еще пересекались по работе. Но я уже был к тому времени представителем Заказчика - немного важнее птица, чем бесправный юный мастер-субподрядчик.
Хотел спросить – помнит ли она тот случай? Но не решился.
Скромный я все таки человек, не люблю зазря бахвалится, о чем Вы, читатель, и сами догадались пробираясь через дебри моего графоманства.
За что Вам спасибо.
Рассказ окончен!